Как раскидать задачи на раз-два… три и четыре: продуктовая методика RICE

  • продуктовый подход
  • разработка
Как оценивать проекты и задачи быстро и объективно
Evgeniy
Евгений Дмитриев
Руководитель проектов

Разработка продукта, будь то MVP или дизайн, — это всегда проверка идей и гипотез. Но когда их слишком много, легко запутаться, с чего начать. Здесь выручает приоритизация. Чтобы быстро и просто определить, что делать в первую очередь, мы используем метод RICE — систему оценки, которая помогает расставить всё по местам.

Как мы сами пришли к этой методике

Мы провели UX/UI аудит большого e-commerce сайта и взялись за его редизайн. Когда зашли на проект, сразу заметили:

  • Бэклог хранился в двух списках — текстовом и табличном. Задачи дублировались или терялись, потому что были записаны только в одном из документов.
  • На еженедельных встречах с клиентом каждый раз решали, за что браться в первую очередь — приоритеты либо вообще не были расставлены, либо определялись «на глаз».
  • Выбрать главное было непросто — между собой конкурировали бизнес-задачи, маркетинг и продуктовые улучшения с фокусом на удобство и эстетику для пользователей.
  • Бывало, что команда приступала к менее важным задачам, потому что они были согласованы раньше, а новые и действительно актуальные поручения оставались за бортом.
  • Срочные задачи рушили план, и перераспределять их приходилось вручную.
  • Со стороны заказчика было два ответственных: сложно было решить, чьи задачи важнее, а чьи можно отложить «на потом».
  • Внезапно появилось много мелких задач, и всё якобы важное.

Старый бэклог
Так выглядел бэклог до внедрения RICE. Встал вопрос, как приоритизировать задачи

С RICE мы просто систематизировали то, что до этого делали сумбурно. Теперь смотрим не только на ценность фичи, но и на затраты для её запуска, охват и уверенность в этих оценках.

Методика RICE

Помогает наводить порядок в задачах, оценивая их по четырём критериям: охват (reach), влияние (impact), уверенность (confidence) и усилия (efforts). С такой системой сразу видно, какие фичи дадут больше пользы и что делать в первую очередь.

R — Reach (охват)

Это показатель, сколько людей дойдёт до фичи или сколько раз произойдёт нужное действие. Выражается в конкретных цифрах: число пользователей, кликов по кнопкам, переходов на страницу, просмотров видео, постов или баннеров.

Охват лучше считать на основе реальных метрик, а не опираться на догадки. А если данных ещё нет, то строить прогнозы. Главное — понять, сколько пользователей затронет фича за выбранный период. Чаще всего считают за месяц, квартал, полгода или год.

Охват по RICE
На проекте по редизайну сайта замеряли охват по количеству пользователей

I — Impact (влияние)

Критерий показывает, насколько фича повлияет на пользователей и ключевые метрики, например, на рост конверсии. Чтобы не запутаться, влияние оценивают по простой шкале:

  • 3 — огромное;
  • 2 — высокое;
  • 1 — среднее;
  • 0,5 — слабое;
  • 0,25 — минимальное.

Влияние по RICE
Чтобы понять степень влияния, важно учитывать специфику проекта. В нашем случае редизайн раздела «Новости» оказался важнее, чем изменения на главной странице, хотя охват у неё больше.

C— confidence (уверенность)

Показатель помогает понять, насколько точно мы оцениваем охват (reach) и влияние (impact). Иногда идея кажется крутой, но если данных для её подтверждения нет, риски слишком высоки.

Оцениваем уверенность по простой шкале:

  • 100% — высокая (есть чёткие данные и доказательства);
  • 80% — средняя (данных достаточно, но есть и допущения);
  • 50% — низкая (больше догадок, чем фактов).

Если уверенность ниже 50%, то проверка гипотезы через запуск фичи будет больше походить на эксперимент с невысокими шансами на успех. Лучше не тратить на неё ресурсы, пока не появятся реальные данные, или тратить, осознавая риск. В любом случае RICE расставит приоритеты — даже с низкой уверенностью фича может стать важной за счёт других факторов.

Уверенность по RICE
Для удобства, в формуле уверенность считается в долях: 100% — это 1, 80% — 0,8, 50% — 0,5 и так далее

Давайте разберём на примере первой задачи: блок со сториз на главной странице видят все пользователи, потому что он расположен в верхней части. Это не гипотеза, а факт, который подтверждают исследования, данные о поведении пользователей и анализ конкурентов. Так что мы на 100% уверены в том, что правильно оценили охват и влияние этого блока.

E — Effort (усилия)

Это то, сколько времени и ресурсов уйдёт на выполнение задачи. Чаще всего показатель измеряют в человеко-месяцах или человеко-днях, чтобы понять, насколько сложна реализация идеи.

Усилия — суммарная оценка всех работ, например, дизайна и разработки, в человеко-днях. Если задача требует день работы одного человека — это 1, если пятерых — уже 5. Точные расчёты не всегда возможны, но даже ориентировочная оценка помогает понять, на что стоит тратить ресурсы и в каком порядке двигаться.

Усилия по RICE

Мы оцениваем усилия в днях, чтобы сохранить баланс между точностью и быстротой оценки. При этом время на дизайн и разработку считаем отдельно, ведь задачи выполняют разные специалисты. Потом просто суммируем: например, 6 дней на дизайн и 10 дней на разработку — всего 16 дней.

Методика RICE: формула

Все 4 параметра складываются в простую формулу, которая помогает команде понять, какие задачи действительно стоит брать в работу. Обратите внимание, что охват, влияние и уверенность — это данные от заказчика, а усилия — оценивает исполнитель.

Формула такая: Reach × Impact × Confidence / Effort = RICE. Полученное значение — это RICE Score, который помогает расставить приоритеты и выбрать самые важные задачи.

RICE формула

Теперь рассчитаем итоговый балл по RICE для наших задач. По результатам станет понятно, какие принесут наибольшую пользу при минимальных затратах. Например, у первой задачи показатель 95 000 — он самый высокий, а значит, она в приоритете. Остальные распределим по убыванию, и команда точно будет знать, что делать в первую очередь.

Результат и приоритет

Благодаря RICE мы получили понятные критерии, как приоритизировать задачи: какие из них действительно важны, а какие можно отложить. Это помогает распределять приоритеты осознанно, а не «на глаз». Так появилась система, которая позволяет работать быстро, согласованно и без хаоса.

Бэклог по RICE
Вот как выглядит бэклог проекта после внедрения RICE. Все задачи проранжированы по приоритетам, распределены на диаграмме Ганта, а сроки наглядно отслеживаются. Весь процесс мы ведём в Notion

Плюсы и минусы методики RICE

Основная фишка RICE — это скорость. Метод позволяет быстро расставить приоритеты и оценить задачи, не теряя время на долгие обсуждения.

С RICE вы быстро заметите, как сокращается время на планирование. В проекте, который мы рассмотрели на примере, удалось ускорить планирование более чем в 2 раза!

Расставляя приоритеты, мы учитываем сразу несколько параметров: бизнесовую суть задачи, маркетинговые цели, интересы пользователей и единство дизайн-концепции.

С этим методом у вас всегда будет актуальный список задач с приоритетами, что помогает избавляться от ненужных и фокусироваться на главном.

С RICE исполнителю проще понять задачу, потому что перед оценкой он сначала проверяет бэклог и собирает все требования. Это помогает точнее оценить задачи и правильно расставить приоритеты.

Из минусов — нужно время на обучение. Проджект-менеджер объясняет методику заказчику и внешним командам в начале использования. И, конечно, люди не всегда готовы воспринимать новое, даже если это облегчит работу в будущем.

Поначалу сложно точно оценить параметры, особенно влияние и уверенность, но со временем это становится проще.

Чтобы метод RICE приоритизации реально работал, а не оказался очередной модной фишкой, которую попробовали и забыли, оценивайте каждую новую задачу в бэклоге. Кроме того, ухаживайте за старыми задачами и пересматривайте приоритеты хотя бы раз в неделю. Например, мы это делаем в рамках scrum-ритуала «груминг бэклога». Это помогает держать всё под контролем и не упускать важное!
Женя Дмитриев

  • продуктовый подход
  • разработка
Evgeniy
Евгений Дмитриев
Руководитель проектов
10марта2025

Давайте обсудим ваш проект

Напишите нам и мы ответим в течение дня

Андрей Давыдов

Дизайн-директор

Александр Солтан

Директор по развитию

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных