Разработка платформы для Freedom QJ league
- проектирование
- дизайн
- разработка
- mvp
Заказчик
Freedom QJ league — футбольная лига, в которой принимают участие юношеские команды профессиональных футбольных клубов Казахстана. Перед лигой стоит амбициозная задача развития футбола в стране. Чтобы игроки не терялись при переходе во взрослую лигу, развивались и показывали высокий уровень на мировой арене.
Большой упор в этой глобальной задаче ставиться на цифровизацию.
У лиги есть современный сайт, где можно найти актуальные новости, календарь матчей, информацию о клубах, игроках, статистику и протоколы матчей.
Помимо сайта планируется развернуть целую экосистему решений. В скоуп входит даже модернизация инфраструктуры связи в стране, чтобы обеспечить широкополсный доступ к стадионам и цифровым камерам, установленных на них.
Молодежная футбольная лига Казахстана уже сейчас по многим показателям и подходам сильно опережает взрослую.
Проблема
Одна из задач лиги — вывести а новый уровень тренировочный процесс.
Сейчас он организуется хаотично: тренеры пользуются своими наработками, иногда устаревшими, планируют тренировки интуитивно на бумаге и не видят цельной картины и прогресса игроков. Современные методики тренировок быстро меняются, и у многих тренеров нет доступа к актуальной информации.
Аналитикам лиги сложно оценивать эффективность работы команды и тренера, своевременно давать советы и вносить корректировки в процесс подготовки команд.
Игрокам сложно вести динамику своих показателей, передавать информацию о своем состоянии и готовить ежедневные отчеты о тренировках.
Задача
Для решения задачи обычно используются специализированные цифровые платформы по управлению и аналитике тренировочного процесса.
Эксперты QJ League изучили опыт других стран. Изучили какими цифровыми продуктами пользуются в других спортивных лигах. В итоге стало понятно, что большинство решений требуют серьезной адаптаций и не подходят под реалии тренировочного процесса Казахстана.
Было принято решение запускать свою собственную цифровую платформу.
За проектированием и разработкой такой системы Freedom QJ League обратились к нам.
Для заказчика важным было соблюсти сроки запуска первой версии — полгода.
Сроки проекта были соблюдены: стартовав в конце зимы, к сентябрю платформа была готова. Тренеры получили доступ, начался второй этап — практическое использование системы и её развитие.
Процесс
Проектирование MVP
Первым этапом совместно с заказчиком мы зафиксировали цели и метрики продукта, использовав Impact Mapping и карту гипотез.
Четыре недели заказчик погружал нас в теорию и практику тренировочного процесса футболистов без оглядки на интерфейс. У нас был плотный график заранее спланированных нами встреч, на которых мы знакомились со всеми тонкостями предметной области.
Параллельно мы изучали существующие на рынке продукты: кроме профессиональных программ исследовались даже компьютерных игры, например, Football Manager, который стал «эталоном» интерфейсов для многих футбольных процессов.
В итоге за один календарный месяц мы разработали артефакты, которые заземлили идею до плана реализации:
- В User Story Map описали сценарии пользователей. Разделили их на роли и версии продукта. Это дало понимание с чего мы начнем, и как платформа будет развиваться дальше.
- Кликабельный прототип визуализировал сценарии и дал возможность заказчику «пощупать», как платформа будет работать с точки зрения пользователя.
- Техническая архитектура — документ, описывающий технологический стек, архитектуру базы данных, рассчёт нагрузки, интеграции с внешними системами и требования к хостингу.
- Описание системы — резюмирующий документ, в котором собрали всю информацию о будущей платформе, включая описание ролей, сценариев и требований. Вышло 62 страницы концентрированной информации.
- План-график — сформировали состав команды, декомпозировали задачи и подготовили диаграмму Ганта на год.
- Бюджет — затраты на разработку по месяцам.
Через месяц плотной работы у заказчика и нас сформировалось четкое представление, что из себя будет представлять MVP продукта, какие сценарии будут доступны на запуске, как мы будем развивать систему в дальнейшем, сколько на это понадобиться времени и сколько будет стоить разработка.
Разработка и запуск MVP заняли 6 месяцев.
Мы сформировали команду из продукт-менеджера, дизайнера, 4-х разработчиков и QA. Со стороны заказчика было очень глубокое экспертное понимание о работе тренеров, аналитиков, игроков и о том, как будущая система должна выглядеть.
Мы внедрили гибкую систему разработки, выбрав недельные спринты, при этом всегда сверялись с общим планом, использовав методологию FFF — Fix Time, Fix Budget, Flex Scope.
Это позволило выдержать срок, бюджет и не уйти в «фичеризм».
База тренировок, упражнений и микроциклов
Тренировочный процесс в футболе системный и структурный. Из упражнений формируются тренировки, а из тренировок микроциклы — совокупность тренировок, направленная на определенную задачу, например, подготовку к матчу.
Из микроциклов планируется календарь тренировок на весь сезон.
Мы начали разработку платформы с интерфейса создания тренировок, упражнений и микроциклов.
Главной фишкой цифровой платформы FF Manager стала база тренировок и упражнений, которую подготовили эксперты аналитического блока QJ League на основе европейских стандартов.
Для этого мы разработали интерфейс «менеджера лиги», через который эксперты создали эталонные упражнения, тренировки и микроциклы.
В итоге тренер может найти подходящие упражнения для своей команды из готовой экспертной базы или создать свое собственное по своим критериям.
Умная «гидра» и автоматизация создания тренировок
На платформе FF Manager тренировочная методика интегрирована в код, что позволяет тренеру автоматизировать планирование тренировок.
При создании тренировки тренер выбирает фазу игры, стиль, зону. Система задает уточняющие вопросы по задачам тренировки и, дойдя до мельчайших деталей, анализирует ответы и выдает список упражнений, которые лучше всего подходят для достижения целей тренера.
Тренер может выбрать предложенные упражнения или скорректировать их в зависимости от потребностей своей команды.
В итоге он формирует план-конспект тренировки с эскизами и схемами, что делает процесс подготовки более удобным и эффективным.
Печать тренировок
Для всех тренировок, упражнений и микроциклов подготовили удобную версию для печати: адаптировали верстку под формат А4, аккуратно разместили все элементы и пиктограммы, проверили контраст схем в ч/б версии.
В итоге получились конспекты, которые очень понравились тренерам и игрокам.
Календарь тренера
Основное рабочее пространство тренера — календарь, который был создан с учетом популярных решений. В качестве референсов мы изучали популярные на рынке решения, смотрели не только календари, но современные таск-трекеры: Google Календарь, Notion, Asana, AlignUI.
Мы адаптировали привычные интерфейсы под нужды футбольных тренеров и добавили все необходимые сценарии.
В итоге интерфейс получился лёгким, привычным и интуитивно понятным.
Через drug-and-drop тренер легко может добавлять в календарь тренировки и микроциклы, менять время и день, дублировать и создавать новые события.
Тренировки имеют цветовое кодирование: например, красный для сильной физической нагрузки, а зеленый для восстановительных тренировок.
Понятные пиктограммы и иконки делают использование платформы доступным даже для новичков в футболе.
База знаний
Футбол — это не только игра, но и сложная система терминов и понятий.
Каждый термин на платформе имеет подробное описание, что облегчает понимание и использование системы. Все термины собраны в базу знаний и подсказки возникают в нужный момент при использовании интерфейса.
Это позволяет тренерам сосредоточиться на тренировочном процессе, а не на рутинной работе.
Отчеты о тренировках
Аналитика тренировочного процесса ключевая задача для лиги.
В платформе FF Manager мы автоматизировали этот процесс.
После завершения тренировки система отправляет уведомление тренеру с просьбой оставить отчет о своих впечатлениях. Вопросы могут касаться того, что понравилось или не понравилось, а также мнений о команде и игроках.
Игроки также получат аналогичные уведомления с другими вопросами: устал ли он, были ли боли и т.д.
Спортивно-аналитический блок лиги анализирует, чем занимался тренер на протяжении недели, и смотрит игру команды. Это позволяет понять, что было сделано правильно, а что требует корректировки.
Через интерфейс системы тренеры получают обратную связь и рекомендации, что можно улучшить.
Мультиязычность
Важно, что все интерфейсы и самое главное — база знаний доступны на трех языках: казахский, русский и английский. Английский язык здесь не случаен, ведь футбол считается английской игрой, и многие термины пришли именно оттуда.
Результат
За 6 месяцев мы запустили MVP платформы и перешли ко второй стадии — интеграции системы в тренерский штаб, практическое использование, тестирование гипотез на реальных пользователях и сбор обратной связи.
Параллельно мы продолжаем развивать продукт: проектируем и внедряем роль менеджера академии, роль игрока, спортивных врачей и проектируем телеграм-бот, который ешё больше упростит и автоматизирует рутину тренеров и игроков.
Сроки
Давайте обсудим ваш проект
на дизайн и разработку
Исследуем, проектируем, создаём дизайн и текст, анализируем метрики, вместе в разработчиками запускаем фичи и продукты
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных
Всё получили!
Свяжемся с вами в ближайшее время