Почему мы не даём тестовые задания и не собираемся начинать
- HR
- Найм


Как обычно бывает с вакансиями дизайнеров— ты отправляешь отклик, а в ответ — «сделай тестовое». Кандидатам это неудобно — задания дают в каждой компании и на них нужно потратить несколько часов, а получение оффера это не гарантирует.
Работодателю тоже неудобно. Чем выше уровень соискателей, тем сложнее выбрать — все толковые, но непонятно, подходит ли дизайнер именно нам и на какой проект. Вроде все сделали хорошо, а сравнить между собой сложно. Да и на проверку тестовых уходит много времени. Мы пошли другим путём — и расскажем, почему это работает.
Многие дизайнеры говорят: «Вот портфолио — там всё видно». Но white-бординг помогает понять, как человек работает: как думает, взаимодействует, кто направлял. Часто за классной идеей стоит арт-директор, а не сам кандидат. Поэтому одного портфолио мало — важен контекстАндрей Давыдов, арт-директор, партнёр Brele:
Как устроена воронка отбора в Brele
1. Заполняем бриф на вакансию
Прежде чем открыть, например, вакансию дизайнера, нанимающий менеджер — он же будущий руководитель нового сотрудника — заполняет бриф вместе с HR-специалистом. В нём описывают, кого ищем: как называется позиция, какие задачи будут на регулярной основе, что нужно уметь, какой опыт важен, каких результатов ждём от человека в первые 1–3 месяца и в будущем.
Иногда важен опыт соискателя в конкретных сферах. Например, у Brele есть крупные проекты, где дизайнеру нужен бэкграунд в финтехе. И ещё мы смотрим на то, где человек раньше работал — в крупной компании, студии или на фрилансе. Это сильно влияет, к каким процессам он привык, в каких командах работал и какие задачи решал. Всё это помогает понять, насколько мы подходим друг другу.


Благодаря брифу получаем портрет идеального кандидата. Софт-скиллы проверяем на первом созвоне с HR — смотрим, как человек общается, мыслит, подходит ли по духу, соответствует ли конкретной позиции. А хард-скиллы — на интервью с нанимающим менеджером, там уже больше про задачи, подход и экспертизу.
2. Оцениваем резюме и портфолио
Сначала резюме смотрит HR — сверяет с брифом, смотрит, где человек работал, чем занимался, какой у него опыт. Если есть компании и курсы с «зелёным флагом» — и кандидат там работал или учился, это повод присмотреться внимательнее.
Всегда обращаем внимание на системность, как кандидат подаёт информацию и пишет — ведь в работе важно уметь нормально коммуницировать с командой и заказчиками. При этом сопроводительное письмо — не обязательная штука.
Портфолио дизайнеров смотрит арт-директор. А у некоторых ролей, например, у проджектов, кейсы вообще не просим.
3. Назначаем собеседование с HR
Интервью с эйчаром длится до 45 минут. Заранее готовим список из 10–15 открытых вопросов под каждую вакансию. Даём кандидату выговориться — важно услышать не только факты, но и как человек рассказывает о себе. Спрашиваем о прошлом опыте, сложностях на проектах, как с ними справлялся, что получилось, что нет. Например, просим рассказать про самый эмоциональный проект — интересно, как человек ведёт себя в нестандартных ситуациях.
Вот что обычно спрашиваем:
- Почему ты работаешь дизайнером?
- Что изучаешь по дизайну? Как развиваешь свои скиллы помимо практики?
- Какую часть своей работы ты любишь больше всего?
- Чем хотелось бы заниматься как можно меньше?
- Опиши основные этапы работы над проектом для продуктового дизайнера.
- Ты не согласен(а) с комментариями заказчика. Как отреагируешь и как будешь действовать?
- Как выстраиваешь взаимодействие с разработчиками?
- Что в работе может тебя выбесить или разозлить?
- Есть ли что-нибудь кроме денег, что мотивирует тебя работать дизайнером?
4. Организуем интервью с нанимающим менеджером
На такое интервью обычно уходит около 2-х часов. Если это вакансия дизайнера — интервью проводит арт-директор. А с контент-маркетологом, например, общается директор по развитию.
Нанимающий менеджер смотрит, как человек держит тайминг и управляет временем на встречах. Это важная часть работы и показатель того, что соискатель умеет планировать задачи и не терять фокус.
Эйчар на связи с кандидатом на всех этапах — сопровождает, отвечает на вопросы, помогает не потеряться. Перед вторым интервью (по хард-скиллам) он скидывает план встречи и тайминг: что будем обсуждать, сколько времени займет каждый блок. Так кандидат понимает, чего ждать, может подготовиться и не нервничать лишний раз.

Не будем разбирать каждый пункт плана, а остановимся только на самых важных — разбор портфолио, дизайн-критика и whiteboarding.
Опыт на примере кейса
Важно, чтобы на собеседовании дизайнер не просто показал портфолио, а рассказал про один из своих проектов — так, чтобы было понятно, как он мыслит и работает.
На что смотрим:
- Умение презентовать. Часто многое зависит от того, как человек рассказывает даже про небольшой фрагмент интерфейса. Это не про «продать», а про то, чтобы ясно и уверенно доносить мысль, например, какая задача была у продукта, какие решения дизайнер использовал и почему.
- Структура рассказа. Что показывает, в каком порядке, какие паттерны, принципы использует — это сильно помогает понять, как дизайнер думает и принимает решения.
- Внимание к деталям. Логика, визуал, точность — всё это считывается во время презентации. Видно, насколько дизайнер заморачивается и доводит до ума.
Так что, если идёте на собеседование — лучше заранее подготовить рассказ о проектах. Это может пригодиться на многих интервью.
Дизайн-критика
Следом — важный этап: дизайн-критика. Арт-директор показывает кандидату какой-нибудь наш макет — неважно, эскиз это или уже готовый экран — и просит прокомментировать.

На что смотрим:
- Как человек оценивает дизайн в целом. Что для него важнее — визуал, логика, задачка, исполнение, подход? На что обращает внимание первым делом и как объясняет свою точку зрения?
- Как именно подаёт критику. У нас в команде критики достаточно — и это нормально. Поэтому важно, чтобы дизайнер критиковал не автора, а саму работу. Спокойно, по делу, обходительно и без наезда. Это сильно влияет на то, как мы дальше вместе работаем.
- Структурность мышления. По ответам видно, насколько человек умеет думать чётко, по пунктам, логично. Особенно это заметно, когда человек смотрит на макет и сразу мысленно прокручивает, как работает конкретный сценарий, как он вписывается в другие части сервиса и влияет на весь пользовательский опыт. Такой подход для нас суперценен.
На этом этапе смотрим на вкус, насмотренность, навыки проектирования и на зрелость в коммуникации.
Whiteboarding
На вайтбординге (это такая мини-практика прямо на собеседовании) даём простые задачки для практической проверки хард-скиллов. Ничего глобального — время ограничено, да и собеседование само по себе уже стресс.
Обязательно даём что-то знакомое — из портфолио, дизайн-критики или простую задачку на ходу: сделать фильтр, поиск, выпадающий список городов, логин — то, с чем все знакомы, и у чего уже есть устоявшиеся паттерны.

Второй вариант задания — посложнее. Обычно это интерфейс с несколькими элементами, чтобы можно было оценить и логику, и вёрстку: как дизайнер работает с типографикой, композицией и юзабилити.
На что смотрим:
- Как дизайнер подходит к задаче.Понимает ли, как работает паттерн? Переиспользует ли его? Или изобретает заново? Иногда — это ок, но хочется видеть осознанный выбор.
- Как проектирует сценарий.Важно не просто расставить кнопки, а объяснить: пользователь делает A → система реагирует → пользователь делает B. Это показывает умение мыслить последовательно и строить взаимодействие от начала до конца. Навык проверяем не только для вакансии ux-дизайнера, но и для всех позиций, связанных с созданием визуала.
- Как работает с инструментом.Просим работать с расшаренным экраном. Смотрим, как кандидат пользуется Figma. Не углубляемся в автолэйауты и компоненты — больше интересует, насколько быстро и уверенно он вообще с ней работает. Это влияет на скорость выполнения задач и общее понимание инструмента.
- Как объясняет, что делает.В процессе просим комментировать. Это помогает понять, как человек мыслит и насколько хорошо знает интерфейсные паттерны.
Цель этого этапа — понять, как кандидат думает, как работает руками и насколько ему привычна рабочая среда.
Если друг другу понравились — готовим оффер. Чтобы всё обсудить — созваниваемся отдельно: показываем оффер на экране, рассказываем про условия, как мы работаем в Brele и чем ближайшее время придётся заняться.

Почему это лучше классических тестовых
Кандидаты не тратят лишнее время
- Люди не делают задания «в стол».
- Нет ощущения, что их идеи могут использовать бесплатно.
- Проявляем уважение к опыту и времени специалиста.
Харды всё равно проверяем
- Но вживую: можно уточнить детали, задать вопросы.
- Видно, как человек рассуждает, решает задачи, взаимодействует.
- Это честнее, чем «молча» судить по макетам с тестовым.
Найм становится быстрее
- Без тестовых путь кандидата короче на 5–7 дней.
- Быстрее принимаем решения, быстрее закрываем вакансии.
- Кандидаты не «остывают» от длинного процесса.
А если хочется проверить глубже — что делаем?
Иногда мы начинаем не с найма в штат, а с проектного формата — и это абсолютно ок. Причины бывают разные: кандидат доучивается или закрывает проект на предыдущем месте, кто-то просто привык к фрилансу и боится сразу прыгать в фулл-тайм. А бывает, что человек в процессе передумывает и меняет приоритеты.
Иногда и с нашей стороны выходит так: изначально искали одного кандидата, но пришёл другой — с чуть меньшим опытом, но с потенциалом. И мы предлагаем начать с проекта — посмотреть, как сработаемся и проверить кандидата на реальных задачах.
В таком случае и оффер выглядит по-другому. После интервью с арт-директором предлагаем проектную занятость. Присылаем кандидату документ, где описаны цели компании и его конкретная задача на проекте. Дизайнер сам оценивает, сколько времени это займет и какую сумму он хочет за это получить.


Если договорились об условиях, то не делаем отдельную встречу по офферу — сразу начинаем работу: погружаем в проект, проводим онбординг. А дальше смотрим, как идёт. Если обеим сторонам всё понравилось — можем позвать в команду на фулл-тайм.
Тестовым — нет, экономии времени и эффективности — да
- В нашем подходе нет «лишнего».
- Всё, что важно, — проверяем.
- При этом мы сохраняем комфорт соискателей и экономим общее время.
- После интервью с нанимающим менеджером стараемся дать ответ человеку в течение 1–2 дней.
- Не теряем хороших кандидатов, а начинаем с ними работать, например, проектно.
Вот наши вакансии дизайнера удалённо на Headhunter.
В резюме важно не переборщить с саморекламой. Делать акцент на своих преимуществах — это абсолютно нормально, но создавать образ идеального, всемогущего специалиста опасно. Дизайнеры, увеличившие конверсию до 150%, не вызывают доверия. Поэтому честные достижения > громкие.Илья Баранов, HR-менеджер:
Давайте обсудим ваш проект
Напишите нам и мы ответим в течение дня

Андрей Давыдов
Дизайн-директор

Александр Солтан
Директор по развитию
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных
Всё получили!
Свяжемся с вами в ближайшее время